Наказать или дать конфету?

Мне часто приходится встречаться с ситуациями, когда в семье детей не наказывают (не бьют ремнем и не кричат на них матом), но при этом родители используют другой способ воздействия – манипуляции, в частности с помощью сладостей и джанк-фуда (т. е. мусорной еды, это чипсы, соленые орешки, крекеры, газированные напитки…), считая этот способ безвредным и эффективным. Но так ли это на самом деле? С помощью еды можно действительно  очень эффективно манипулировать детьми, почти с пеленок. Например, вот так:
  1. Чтобы малыш съел заботливо приготовленную мамой кашку, мама вертит перед его носом конфеткой или булочкой, приговаривая «съешь кашу  - дам конфету».
  2. Малыш заплакал на улице, срочно-срочно надо ему всунь в рот леденец, сушку или еще что-то. Причем необязательно это делать маме, это может сделать мимо проходящая бабушка, дедушка (у которых в карманах всегда имеется леденец «на всякий пожарный») и сказать «не плачь, на конфетку».
  3. Бытовая тема. «Прибери игрушки… Не дам конфету пока не приберешь игрушки. Ты плохо убрал. Прибери еще  здесь и здесь...»
  4. Универсальный способ управления поведением ребенка: «Ты плохо себя ведешь.  Не куплю тебе чипсы. Я сказала, замолчи, а то ничего не получишь…»
Я неоднократно замечала, что когда ребенку в год – полтора пытаются засунуть в рот что-нибудь сладкое, он  морщится, выплевывает, отпихивается…  Но мы взрослые настойчиво продолжаем, преследуя  свои благие намерения «дать попробовать все самое вкусное в мире». Вот только малыш,  он пока чист как лист, он в гармонии со своими вкусовыми рецепторами, и он не нуждается в сладком, «в чем-то вкусненьком» в нашем понимании. И через несколько настойчивых попыток – он уже с удовольствием начинает поглощать сладкое, этот период еще называют «распробовал». А затем, на созданной базе, можно уже и манипулировать, выставлять условия и добиваться желаемого результата. Так  сладкое становится универсальным средством для манипулиций. Правда ненадолго, к школьному возрасту приходится прибегать к более тяжелой артиллерии (типа мультиков, компьютерных игр и дорогих подарков – игрушек). А это уже нездоровое поведение. 649306_chudnutie-dieta-prejedanie-sa-obezita[1]Для ребенка же джанк-фуд (мусорная еда), которая негативно сказывается на его поведении, здоровье, обучаемости – становится средством на все случаи жизни. Так постепенно у ребенка вкус сладкого начинает ассоциироваться со спокойствием, безопасностью, вниманием людей. Волнуешься перед контрольной – съел шоколадный батончик и порядок, и порядок! Боишься, что мама за это будет ругать – съел печенюшку – и хорошо! Так формируется одна из первейших зависимостей – пищевая. Эта зависимость с более старшим возрастом может трансформироваться в компьютерную, игровую, сексуальную, алкогольную…. Механизм уже выработан, дальше по накатанной… К сожалению нам сложно обойтись без манипуляций, нас так воспитывали, с нами так поступают на работе, в обществе, в семье… Но можно жить и без манипуляций. Этому можно учиться и этому учат. Поначалу кажется невозможным жить без манипуляций, это непривычно, страшно и непонятно. Но зато со временем вы становитесь свободными людьми. А самое главное, ваши дети будут расти  с четкой  внутренней системой управления (с этаким крепким стрежнем). Такими детьми сложно управлять, они не  поддаются чужому негативному влиянию.А это  уже один из лучших способов профилактики зависимого поведения, о которых так много говорят и которым так часто пугают.