Сегодня поговорим о том, как весело и интересно учиться читать. Не будем в подробностях знакомить с разными методиками обучения чтению. Все родители умеют пользоваться интернетом, а уж там-то море информации на эту тему. Каждый автор хвалит свою методику. Мы поделимся с Вами своим независимым мнением, основанном на многолетней педагогической практике и наблюдениях. Надеемся, что и Вы в обсуждениях этой статьи напишете о своем опыте обучения детей чтению.
Когда начинать учить ребенка читать?
Однозначный ответ на этот вопрос никто дать не может. Сторонники раннего развития утверждают, что с 3 месяцев уже пора, а после 3-х лет уже поздно. Есть и противники раннего обучения чтению. Надо сказать, что доводы последних (незрелость головного мозга, не до конца сформированные мышцы глаз, возможные нарушения эмоциональной сферы ребенка и т.д.), звучат более убедительно. Задайте себе вопрос: «Часто ли вы сталкиваетесь с взрослыми людьми, которые читают по слогам?» Думаем, ответ будет отрицательным. А ведь окружающие Вас взрослые когда-то были детьми и все они в разном возрасте осваивали азы чтения . . . Так все-таки когда? Однозначно, что ребенок к моменту поступления в школу должен научиться читать (таковы современные школьные требования), а значит в 5-6 лет можно приступать к этому непростому, но увлекательному занятию. Может раньше? Может в 3 года? Да, можно раньше и даже в 3 года, только если ребенок сам проявит интерес к изучению букв, к чтению. Дорогие родители, призываем Вас не смешивать свои личные амбиции и интересы детей – этим пользы ребенку Вы не принесете.
А вот подготовить свое чадо к изучению букв и к чтению можно. Для малышей как нельзя, кстати, подойдут игры на интуитивное чтение. Что это такое? Это первый опыт «чтения» для маленького ребёнка. Конечно, интуитивное чтение не имеет прямого отношения к обучению осмысленного чтения. Как мы уже отметили, это скорее подготовительный этап, когда ребенок учится сопоставлять названия знакомых предметов с их знаковым обозначением (предмет-предмет, предмет-картинка, предмет-слово…) Этап очень важный, т.к. у ребенка происходит расширение словаря и тренировка зрительной памяти. Это большая отдельная тема для разговора, если Вам, дорогие мамы и папы, будет интересно, пишите, и мы обязательно подробно поговорим на эту тему.
Какую методику выбрать?
Нет ни одной методики, которая была бы универсальна и однозначно эффективна для ВСЕХ детей. Не забывайте, что все дети разные, а значит, требующие разных подходов и приемов обучения.
Мы рекомендуем Вам буквари Н. С. Жуковой. Именно в них прослеживается удачная последовательность букв для изучения и предлагается веселый способ слияния букв в слог. Ребенок ведет пальчиком по дорожке от одной буквы к другой, при этом тянет первую букву, пока «не добежит» до второй буквы. Только потом называет вторую букву.
Н. А. Зайцев предлагает интересную методику обучения чтению по кубикам. Данная методика дает быстрые результаты. Она хорошо подходит для раннего обучения чтению.
Есть и спорный момент в этой методике – затруднения детей в вычленении отдельных звуков в слове. Если Вы хотите обучать ребенка по данной методике, не забывайте дополнительно давать упражнения на развитие фонематического слуха.
Маленькие секреты
При изучении букв, называйте ребенку ЗВУК, который буква обозначает, а не саму букву, «обрезайте хвостики». Например: учите букву «М», называем ее не ЭМ, а [М]. Если ребенок выучит название букв: ЭМ, ЭН, ЭС, ПЭ…, он может столкнуться с трудностями при слиянии букв в слог, что затруднит формирование навыка чтения.
Большое внимание уделяйте развитию фонематического слуха. Учите ребенка узнавать звуки, определять позицию звука в слове.
Можно купить готовые игры, а можно изготовить игры самим. Примеры таких игр, а также пример первой авторской азбуки приведен в рубрике «Необычная жизнь обычных вещей» в статье «Полезная макулатура»
При обучении чтению больше играйте. Есть множество разных пособий для обучения чтению: магнитные буквы, «Умные кубики», «Говорящая азбука» (обязательно с функцией «звуки»), мозаики с буквами и т.д. Все эти пособия позволят Вам разнообразить занятия, а ребенку получить максимум удовольствия от работы.
К формированию навыка чтения как нельзя лучше подходит пословица «Повторенье – мать ученья». Каждый урок начинайте с повторения пройденных букв: ищите и зачёркивайте их в заголовках журналов (буквы должны быть крупные), ищите магнитные буквы в кастрюле с крупой и расклеивайте их на холодильнике, выкладывайте их из счетных палочек на столе, раскрашивайте и лепите . . .
Совсем рядышком, можно сказать «буква к букве», идут чтение и письмо. Не учите ребенка писать письменными буквами. В разных школьных программах совершенно разные требования к наклону, остроте букв и к соединениям. Крупные печатные буквы обводите, заштриховывайте, раскрашивайте, печатайте.
Если Ваш ребенок уже делает пусть робкие, но самостоятельные шаги в овладении чтением, предложите ребенку книги для чтения. Вот здесь будьте особенно бдительны. Книги, перегруженные текстом, мелким шрифтом и непонятными словами, могут напрочь отбить у маленького читателя желание познавать мир через чтение. Для детей, начинающих читать мы предлагаем книги из серий «Читаем вслух вместе», «По слогам читаю сам», «Читаю, как бы сам». Короткие тексты, состоящие из простых предложений. Много ярких картинок. Книги с наклейками, книги-раскраски, книги из серии «Мультсказка» и т. д.
Вот, пожалуй, коротко, о самых важных моментах, на которые стоит обратить внимание.
И, конечно, все делайте с большим удовольствием, на позитиве! А для этого необходимо больше играть. Мы поделимся с Вами, дорогие мамы и папы, некоторыми своими авторскими наработками и играми, которые сами очень любим. Сделаем это в надежде, что вы не поленитесь и, прочитав статью, ну, может не в этот же день, но уж на следующий так точно, поиграете со своими детишками в одну из этих игр.
«Прятки»
Вариант 1. (для малышей) Возьмите несколько уже знакомых ребенку букв (4-6 букв – больше не надо. Важно, чтобы ребенок не устал, а выполнил задание до конца. Это могут быть картинки с буквами или магнитные буквы). Спрячьте буквы в квартире. Ребеночку предлагаете найти буквы, давая подсказки. Например: найди букву там, где стоят цветы. При этом ребенок учится думать, получает возможность побегать, поискать букву (особенно хорошо это задание для подвижных детей). Когда малыш соберет все буквы можно из них составить слово.
Вариант 2. (для детей 5-7 лет) Похож на первый вариант, но только название места, где прячется буква начинается на эту же букву. Вы можете назвать ребенку букву, которую он должен найти и спросить у ребенка, что есть в комнате на эту букву. Например: Р – ручка (буква привязана к дверной ручке), С –стол (буква лежит на столе) и т.д. Эта игра не только дает ребенку возможность повторить буквы, но и развивает фонематический слух, наблюдательность.
Вариант 3. Возьмите крупные магнитные буквы, как и в первом варианте 4-6 шт., повторите их с ребенком и положите буквы в мешочек (Можно для этой игры взять папин, конечно же, ВОЛШЕБНЫЙ НОСОК, если папа не против). Сделайте большие удивленные глаза, опустите руку в мешочек (в носок), пошепчите «волшебные слова», назовите букву и достаньте ее из мешочка. Предложите ребенку определить на ощупь букву, назвать ее и достать из мешочка.
«Угадай-ка»
Эта игра будет интересна детям старшего дошкольного возраста. Возьмите крупную магнитную букву (можно взять несколько букв и составить из них слово – это зависит от уровня готовности ребенка), положите ее на стол. Закройте половину буквы листом бумаги и предложите ребенку угадать букву или слово.
«Разведчик»
Что самое главное для разведчика? – правильно - Быть внимательным и бдительным. Составьте букву (слово) из счетных палочек. Предложите ребенку назвать букву (прочитать слово) и запомнить ее (его). Попросите ребенка отвернуться, закрыть глаза или сбегать за любимой игрушкой. Уберите одну - две счетные палочки. Пусть маленький внимательный разведчик найдет неточности и исправит их.
«Кто больше»
Вы можете быстро ответить на вопрос: «Сколько вариантов букв можно собрать из 3 счетных палочек?». Да, сейчас Вы очевидно призадумались. Возьмите 3 счетные палочки, садитесь вместе с ребеночком поудобней. Соберите из счетных палочек одну букву, назовите ее (не забывайте «обрезать хвостики»), предложите малышу собрать другую и назвать ее. Кто больше предложит вариантов, тот и выиграл. Заодно посчитаете, сколько всего вариантов возможно.
Напишите на небольших листах бумаги крупными печатными буквами слова: пол, стол, стул, окно. . . Предложите ребенку прочитать слова, разнести карточки по комнате, найти и «подписать» предметы, название которых указано в карточках. Уберите карточки со словами в коробочку и повторите эту игру с этим же набором карточек в следующий раз. Когда ребенок с легкостью будет выполнять Ваше задание, напишите и положите в коробочку новые слова.
Очень надеемся, что вам с нами было интересно и полезно!
До встречи, Учебный центр «Рост.ok!»