Детская компьютерная игра My Talking Tom. Экспертиза

Вот что пишут на сайте, где можно купить игру Мой говорящий Том My Talking Tom Мой говорящий Том - My Talking Tom (iPhone/iPad) - симулятор жизни кота. Прими в свою семью малыша Тома. Корми его, играй с ним и вырасти из милого котеночка взрослого кота Тома. Наряжай его, как тебе будет угодно, к твоим услугам широкий выбор цветов шерстки, шляп и очков. Ты даже можешь украсить его дом, сделав его более уютным! Играй с "Говорящим Томом" так, как ты никогда не делал этого раньше, и наблюдай, как он становится частью твоей повседневной жизни. Оригинальные приложения "Говорящий Том" были скачаны более 500 миллионов раз и были признаны лучшими в своей категории в 140 странах. Особенности:
  • Вырасти своего собственного Тома: играй с ним, корми любимыми лакомствами, укладывай в кроватку.
  • Наслаждайся реальными эмоциями: Том может быть счастливым, голодным, сонным, скучающим... его эмоции зависят от того, как ты с ним играешь.
  • Дай волю своему воображению: создай собственного Тома, выбрав из более чем 1000 комбинаций шерстки, одежды и мебели.
  • Получай награды за достижения: помоги Тому расти на протяжении 9 разных этапов и 50 уровней, открывая новые предметы и монеты!
  • Взаимодействуй с Томом: говори, и Том будет повторять всё за тобой. Толкай, гладь и щекочи его, наблюдая за его реакцией.
А вот результаты проведенной экспертизы. Объект экспертизы – компьютерная игра Предмет экспертизы – игра MY TALKING TOM (Кот Том) Цель экспертизы: оценить влияние игры на развитие ребенка-дошкольника. Задачи экспертизы:
  1. Выявить соответствие или несоответствие игры определенной возрастной категории.
  2. Определить влияние игры на духовное и нравственное развитие ребенка-дошкольника.
  3. Оценить социальную и психологическую безопасность игры.
  4. Выявить наличие или отсутствие в игре элементов, которые могут оказать вредное воздействие на психику ребенка-дошкольника.
  5. Определить развивающий потенциал игры.
Нормативно-правовые акты, используемые в исследовании:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
  • Приказ Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Критерии экспертизы: 1. Соответствие возрасту. Адекватность возрастной адресации. Согласно статье 6 ФЗ РФ № 436 от 29.12.10 г. классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории РФ. Производители игры Тои Кот не осуществили классификацию информационной продукции до начала ее оборота на территории Российской Федерации. Соответственно возрастная категория для игры не определена. 2. Игра должна соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям. Наш кот, как и все животные, имеет свои потребности и нам нужно следить, что бы все это было удовлетворено. Например, ему нужно ходить в туалет, кушать, спать и играться. Только если Вы будете делать это все вовремя, он будет расти и приносить Вам все больше и больше радости. Запущенный кот расти не будет, и никакого тепла Вы от него не получите. Так что нужно следить за показателями кота, и если он захочет в туалет – отправьте его туда и не мешайте закончить свое дело. Захотел есть – идите на кухню и покупайте в холодильнике еду, которую он хочет получить. Он сам покажет табличку с той едой, которую хочет скушать. Так же он периодически устает и требует поспать в кроватке. А когда просыпается, хочет играть, а так как котик маленький, то гуляет он только с нами – гладьте его по животу, играйте в игру с мышками. В общем, нужно по-настоящему заниматься своим животным. Данная игра направлена на воспитание у ребенка любви к животным, формирование у детей чувства ответственности за маленького питомца. 3. Социальная и психологическая безопасность игры. 3.1. В игре не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. В данном продукте есть мини-игра, которая способна провоцировать ребенка на агрессию и жестокость. (Задание: четыре линии, по которым бегут мышки, а наш кот с молотком наперевес должен вырубать их, пока они не пробежали за линию финиша). 3.2. В игре не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. В данной игре натуралистический процесс лишения жизни (убийства), изображение процесса смерти отсутствуют. 3.3. Игра не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей. Данная игра соответствует заявленным критериям. 3.4. Игра не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка. Данная игра создана без учета индивидуальных психологических особенностей ребенка-дошкольника. Игра может вызывать психологическую зависимость. Наличие или отсутствие в игре элементов, которые могут оказать вредное воздействие на психику ребенка-дошкольника. Анализируемые категории (по критериям) Оценка эксперта
  • Унижение человеческого достоинства, оскорбление религиозных чувств — отсутствуют
  • Психологическая зависимость — присутствуют
  • Признаки, провоцирующие на агрессию и жестокость — присутствуют
  • Использование нецензурной лексики — присутствуют
  • Формирование неуважения к человеку — отсутствуют
  • Оправдание жестокого отношения к животным при отсутствии сострадания к жертве — присутствуют
4. Развивающий потенциал игры. Данная игра содержит набор интерактивных развивающих заданий. В игру Кот Том входят более 10 мини-игр, направленных на развитие познавательных способностей (зрительной памяти, зрительного восприятия, воображения, зрительно-двигательной координации, мыслительных операций).

  Экспертное заключение: Игра Кот Том разработана с чисто коммерческой целью и не отвечает психолого-педагогическим требованиям. Игра несет в себе потенциальный вред для ребенка, т.к. в игре выявлены элементы, негативно воздействующие на психическое развитие ребенка. По материалам исследования Потаповой В.В., Донцовой А.А., ЧГУ гр. 4 ПДОм-02-21зп, Череповец. 2015 год